Промышленные цепи, к разновидностям которых относятся, например, приводные цепи, , круглозвенные, используются во множестве отраслей. Приводная цепь находит применение в станках, автомобилях, сельскохозяйственной технике. Наряду с приводными здесь же используют и цепи приводные роликовые. В металлургии и горнодобывающей промышленности распространена круглозвенная цепь. Особое место в числе промышленных цепей занимает якорная цепь, или якорный канат.
Она
применяется на кораблях для соединения якоря с судном и изготавливается
из отдельных смычек – кусков длиной 25-27,5 м, соединяющихся
между собой разъемными звеньями. Смычки, в свою очередь, состоят из
стальных звеньев. Последние бывают нормальными – они
составляют основу смычки, – а также усиленными и концевыми.
Предпоследние звенья в каждой смычке являются усиленными. Они имеют
контрфорсы – чугунные распорки, предупреждающие деформацию
звена при натяжении цепи. Концевые звенья могут быть литыми –
со смещенными контрфорсами – и сварными – без
контрфорсов, но толще, чем нормальные.
Якорная цепь
состоит из трех частей – якорной, промежуточной и коренной.
Якорная часть крепится концевой скобой к скобе якоря и снабжена
вертлюгом, который предотвращает закручивание цепи. Коренная
представляет собой смычку, крепящуюся к корпусу судна с помощью короткой
цепи, называемой жвака-галс. Коренная смычка также снабжена вертлюгом, а
ее концевое звено увеличено в размерах.
Движение
якорного каната обеспечивается шпилем или брашпилем –
механизмами лебедочного типа с вертикальной или горизонтальной осью
вращения соответственно.
Важной
характеристикой для определения прочности якорного каната является его
калибр – диаметр стержня звена в месте его соприкосновения с
соседним звеном. Обычно калибр якорной цепи составляет от 13 до 100 мм,
таким образом, канат может выдерживать нагрузку от 4,5 до 390 т. Если
калибр звена больше 15 мм, то оно снабжается контрфорсами.
Для
постановки судна на якорь и снятия с него необходимо знать длину
вытравленного за борт якорного каната. Для этого его маркируют: делят на
участки по 20 м, на контрфорсы звеньев, за исключением соединительных,
накладывают марки из стальной отожженной проволоки и окрашивают эти
звенья вместе с марками и контрфорсами в отличительный цвет.
всегда снабжена формуляром, где указаны ее характеристики –
длина, толщина, проба и вес. Такой формуляр поставляется на корабль
вместе с якорным канатом.